Очень значимое для меня событие: моё эссе «Игры о свободе и несвободе» было опубликовано в июньском номере журнала «Знамя» огромная благодарность Станислав Секретов и Сергею Чупринину).
Тема свободных и несвободных обществ более чем широко раскрыта в литературе, однако, есть и другие способы прикоснуться к ней: я написал о нескольких компьютерных играх, которые так или иначе позволяют изучить и осмыслить человеческую несвободу. Среди них – Frostpunk, «арктическая диктатура»; Papers, please – симулятор пограничника, и Beholder – игра об управляющем, который тайно следит за жильцами многоквартирного дома. Не вставая с кресла, игрок может примерить на себя недобрую роль «винтика» в тоталитарном государстве и понять, как вышеупомянутое государство надзирает за гражданами и наказывает тех, кого считает виновными. Однако, в эссе я написал об ещё одной игре, тайваньской Detention. Созданная по мотивам реальных событий – «белого террора» Чана Кайши – она позволяет пройти «в обратном направлении»; поэтически выражаясь – «избавить игрока от яда жестокой власти». «Пройти» - в прямом смысле; игрок в Detention повторяет путь девушки, которая, передвигаясь по заброшенной школе, постепенно вспоминает, как когда-то донесла на учительницу, читавшую запрещённые государством книги. Рискну предположить, что это одна из очень немногих компьютерных игр, способная вызвать у игрока чувство катарсиса, чувство очищения через трагедию. Даже не всякая книга способна пробудить подобное ощущение.
«Papers, Please и Beholder — это игры о том, как легко стать плохим человеком в плохих обстоятельствах: достаточно хорошо выполнять свою работу. Нет никакого секрета в том, что жизнь при тоталитаризме необратимо портит человеческую личность… Отличие Detention от предыдущих игр заключается в том, что она показывает нам обратный процесс: восстановление человека, очищение личности от яда насилия и несвободы. Антон Чехов, сын крепостного невольника, писал о том, как человек, выросший в ничтожестве и чинопочитании, выдавливает из себя по каплям раба, чтобы однажды ощутить, что в его жилах теперь течет человеческая кровь. В какой-то степени, Detention — это игра о выведении — шаг за шагом — самого себя из внутренней тюрьмы, созданной внешней жестокой властью. Военное положение на Тайване было отменено лишь в конце 1980-х годов; сейчас это — высокоразвитое, экономически сильное, благополучное и свободное государство, где группа разработчиков может создать компьютерную игру, критически осмысляющую диктатуру прошедших лет…»
https://znamlit.ru/publication.php?id=8330